Такое впечатление, что министр финансов Н.Яресько считает, что без кредитов МВФ жизнь для Украины заканчивается, мол, сами мы создать работающую и качественную экономику уже не сможем.

     Минфин, к сожалению, легко, просто на раз-два принимает решения о наращивании госдолга ради выполнения каких-то краткосрочных задач. А опыт прошлого 2015 года проведения вязких и продолжительных переговоров с комитетом кредиторов во главе с американским инвестфондом Franklin Templeton, а также попыток решения проблемы с российским долгом в 3 млрд. долл. США, так ничему наши финансовые власти и не научил.     

     Такое впечатление, что министр финансов Н.Яресько считает, что без кредитов МВФ жизнь для Украины заканчивается, мол, сами мы создать работающую и качественную экономику уже не сможем. Поэтому и отправилась для проведения встреч с международными кредиторами в рамках Всемирного экономического форума в Давосе. Тогда из этой ситуации напрашивается только один выход – вхождение в нашу страну западных транснациональных корпораций и по-новому структурирование ими украинской экономики.     

     В принципе, сейчас удобное для этих процессов время. Мы, как и весь мир, вступили в длительный кризис. Это период неустойчивости, рецессии. Другое дело, что ожидания наших властей, мол, кто-то из-за рубежа придет и укажет нам верный путь восстановления потребительского спроса и финансового рынка – это, по-моему, самое худшее и опасное.     

     Хотя, надо честно признать, что в настоящее время у нас нет достаточного интеллектуального потенциала во власти, чтобы ответить на вопрос, что делать в текущей ситуации? Ведь государственный долг должен формироваться именно с целью экономического развития страны, а не для решения краткосрочных проблем Кабинета Министров. И когда А.Яценюк и Н.Яресько говорят, что не хватает денег – это уже лукавство, т.к. денег никогда не бывает много. Это, в самом деле, так.     

     Куда важнее, чем плакаться и просить очередной транш кредита от МВФ – лучше определять, например, приоритеты вложения денежных средств. При этом открыто установив понятные и точные критерии эффективности расходования финансов. А для этого давно пора было создать прозрачные механизмы определения такой эффективности, но не как сейчас действует критерий – чем больше дашь денег, тем больше украдут. То есть идет на самом деле борьба за эффективность, не давая денег.     

     Более того, Кабмин нас уже завел в такую ситуацию, когда представляется более реалистичным и экономически более грамотным – это объявлять у нас в стране дефолт и далее девальвировать гривну. К тому же наш госдолг сегодня очень неустойчивый, а капитал довольно динамично перемещается из Украины. При этом предстоит большая и сложная работа по формированию доверия к нашей банковской системе, которого, к сожалению, и ранее не было, т.к. банки создавались и работали в условиях дикого рынка.     

     Также НБУ продолжает зачищать банковский сектор, убирая «слабые» звенья во вновь создаваемой им цепи. Правда, такая генеральная уборка для Нацбанка обходится не дешево, т.к. Фонд гарантирования вкладов физических лиц, чтобы произвести выплаты вкладчикам неплатежеспособных банков в прошлом 2015 году, получил от минфина кредит в размере более 41 млрд. гривен.  

    Нерешенных проблем много, необходимо проводить комплекс структурных реформ, а не полагаться только на кредитные деньги МВФ. Так что же надо делать? Конкретно, по пунктам. Итак, ослабление гривны по отношению к мировым валютам создает большие возможности для импортозамещения, поэтому предлагаю, во-первых, максимально эффективно использовать эту ситуацию для реализации различных проектов импортозамещения.     

     Второе, надо переформатировать деятельность наших торгпредств за рубежом, усилив поддержку украинского экспорта. Нужна структура для обеспечения гарантий и страхования рисков. Третье, срочно создавать условия, которые бы позволяли инвесторам делать свой выбор в пользу инвестиций в экономику Украины. Уже слишком затянулась у нас эта инвестиционная пауза, включая, заметное снижение инвестиций в основной капитал. Активно расширять линейку финансовых инструментов для кредитования.       

     Четвертое, дерегуляция ведения малого и среднего бизнеса, т.е. упрощение госрегистрации предприятий и доступа к земельным участкам, к различным газо-, электро-, водосетям, сокращение разрешений на строительство и т.д.. Пятое, развитие государственно-частного партнерства. Шестое, снятие ограничений по инфраструктуре и прежде всего в энергетике и транспорте, сокращая издержки бизнеса. Седьмое, заморозить хотя бы на первый год тарифы естественных монополий, что обеспечит серьезную экономию оборотных средств для предприятий и компаний малого и среднего бизнеса. Восьмое, отказаться от увеличения налогового давления на бизнес в пользу расширения налогооблагаемой базы.

     Александр ГОНЧАРОВ,

     Директор Института развития экономики Украины

Просмотров: 331