Финансовый кризис в Украине набирает обороты. В связи с этим остро встает вопрос: как помочь банковской системе, как и какие банки необходимо поддерживать? По оценкам международного рейтингового агентства Standard & Poor's, в 2014 году обязательства КМУ, НБУ и «Нафтогаза Украины» по обслуживанию и погашению валютного долга составят около $13 млрд. При этом, объем международных резервов Украины сократился с $20,4 млрд. в декабре 2013г. до 17,8 млрд. долларов США на конец января текущего года. А 21 февраля т.г. на межбанковском валютном рынке Украины торги по доллару США открылись продолжающимся ростом котировок - 9,00 - 9,20 гривен за американский доллар. Уже не только эти факты, а и много других говорят о необходимости  определить - есть ли в  Украине для подготовки и реализации программы спасения банков достаточное число высококлассных специалистов, которые: а) осознают, что следует делать и б) хотят это делать. Большинство экспертов едины во мнении, что следует одновременно нам снова, как в 2009 году: при возможности осуществлять рекапитализацию банков и эффективно управлять просроченными долгами. Немало также и таких экспертов, которые настаивают на том, что в ближайшей перспективе рекапитализация банков не только не нужна, а, наоборот, приведет в ожидаемом ее исполнении к еще более негативным последствиям. Почему? Во-первых, не решается проблема «плохих» активов. Во-вторых, для того, чтобы коммерческим банкам функционировать – нужны деньги, а не капитал. Капитал нужен только для того, чтобы выполнять нормативы НБУ. Таким образом, эти специалисты настаивают на осуществлении докапитализации банков только с началом роста отечественной экономики. Итак, что делать? Государству не вмешиваться и рынок сам выровняет ситуацию в банковском секторе? Или необходимо усиливать бюджетное стимулирование? Вероятнее всего, предстоит проводить санацию банков в мягкой для вкладчиков форме. И надо банкротить «плохие» банки! Иначе: - рост инфляции; - ускорение девальвации национальной валюты; - дестабилизация денежного рынка. Наконец, нужно ли будет за счет государственных усилий поддерживать проблемные банки? В этой связи есть два набора мер: 1) не точечная поддержка конкретных финансовых учреждений, а поддержка всего банковского сектора и в целом экономики; 2) избирательность в поддержке, так называемых, приближенных банков, действуя по принципу: друзьям – всё, остальным – по закону. Поэтому должны быть понятны и прозрачны правила: 1) мы спасаем конкретные проблемные банки или нет? 2) Надо помогать рядовым служащим и вкладчикам финансовых учреждений, а не топ-менеджерам и собственникам банков. Гораздо дешевле и правильнее спасать рядовых людей, а не сохранять на своих постах непрофессиональных руководителей коммерческих банков. Александр ГОНЧАРОВ, Директор Института развития экономики Украины
Просмотров: 664