25 марта 2015 года стал днем очередного удара по экономике Украины. Международное рейтинговое агентство Moody’s понизило суверенный кредитный рейтинг Украины Caa3 до Ca с негативным прогнозом. По факту, всему миру было объявлено, что Украины находится в преддефолтном состоянии.

25 марта 2015 года стал днем очередного удара по экономике Украины. Международное рейтинговое агентство Moody’s понизило суверенный кредитный рейтинг Украины Caa3 до Ca с негативным прогнозом. По факту, всему миру было объявлено, что Украины находится в преддефолтном состоянии.

Но, несмотря на это, непосредственно дефолт Украине пока что не грозит. Но эта ситуация будет сохраняться ровно до тех пор, пока выделяются кредиты МВФ. Однако, бесконечно такая ситуация продолжаться не может. В конце концов, Украина не сможет обслуживать свой все увеличивающийся долг. Кроме того, при имеющейся тенденции цена вопроса поддержки Украины неизбежно станет слишком высокой.

Когда именно в мире возникнет критическая усталость от Украины предсказать сложно, так как это зависит как от действий украинских властей, так и от проблем в других частях мира. Если до этого момента не начнется существенный экономический рост, дефолт Украины будет неизбежен.

Одними из основных задач предотвращения дефолта Украины на нынешнем этапе являются: реструктуризация долга и проведение структурных реформ.

Однако реструктуризация не может быть осуществлена исключительно за счет пролонгации долга. В частности, как это декларируется, за счет снижения до 2020 года процентного соотношения суверенного и гарантированного государством долга к ВВП до 71% (сейчас – на уровне 97%).

В свою очередь, Министр финансов Наталья Яресько, в своем недавнем интервью телеканалу Bloomberg сообщила, что вариант реструктуризации внешнего долга Украины – исключительно за счет пролонгации, является неприемлемым, так как тот же МВФ против такого варианта.

По ее словам, добиться реструктуризации можно, только если комплексно подойти к вопросу: «Есть три переменные в этом уравнении: снижение купона, списание части основной суммы долга, а также пролонгация обязательств. Что мы получим в итоге, зависит от консультаций с кредиторами. …Это во многом зависит от того, какое количество кредиторов примет участие в переговорах, на каком уровне они будут проходить, поскольку есть суверенный долг, квазисуверенный долг и долг госкомпаний, гарантированный государством». В целом, с такой позицией можно согласиться, так как это хоть и не самый лучший, но в целом реальный вариант.

А вот со структурными реформами ситуация намного сложнее.

Первоочередными шагами в реформировании должны стать реформа госаппарата (в том числе антикоррупционная и судебная), дерегуляция, налоговая реформа, реформа госпредприятий, реформа энергетического сектора.

И на данный момент наибольшие проблемы и угрозы для развития Украины – это коррупция и война. И они лежат не в экономической, а в политической плоскости. И разрешить их можно только политическими методами.

Что касается экономического потенциала Украины, то наша страна является одним из наиболее привлекательных для инвестирования государств.

Низкая зарплата и высокий уровень образованности населения, относительно развитая инфраструктура, выгоднейшее географическое положение, сорокамиллионный внутренний рынок, наличие огромных земельных ресурсов (список можно продолжать) являются крайне привлекательными факторами для иностранных инвесторов.

Однако для того, чтобы наладить экономику, привлечь инвестора, избежать дефолта и т.д., правительству необходимо сделать простые и понятные вещи:

1) Начать реальную борьбу с коррупцией. Выборочные и постановочные задержания чиновников на заседаниях Кабмина без дальнейшего завершения дел в судах и без начала постоянной системной борьбы не могут обмануть ни инвесторов, ни большинство населения.

2) Изменить принципы построения госаппарата. Необходимо уменьшение количества чиновников за счет снижения забюрократизированности госаппарата. Это позволит повысить зарплату чиновников до конкурентного с бизнесом уровня и привлечь менеджеров из частного сектора. Как показал опыт успешных реформ в других странах, максимальное обновление кадрового состава госаппарата является обязательным условием для реального реформирования. Ведь старый аппарат, сформировавшийся в условиях отрицательного отбора, приносит гораздо больше вреда, чем даже менее опытные, но при этом не коррумпированные управленцы.

3) Кардинально реформировать судебную систему с максимальным обновлением дискредитированного судейского корпуса. Невозможность защиты прав собственности и принуждения к исполнению контрактов является основной причиной, отталкивающей внешних и внутренних инвесторов. Также без качественной судебной системы бессмысленна работа правоохранительных органов в сфере борьбы с экономическими преступлениями.

4) Очистить фискальную и таможенную системы. Огромная доля теневого бизнеса и контрабанды, которая крышуется фискальными органами, скрывает существенные возможности для повышения доходов бюджета.

5) Реформировать систему госзакупок. По самым приблизительным подсчетам, реализация прозрачной тендерной системы, исключающей систему откатов, позволит в два раза снизить цены госзакупок.

6) Минимизировать разрешительную систему. Коррумпированные разрешительные и контролирующие органы являются препятствием при развитии бизнеса, при этом фактически не выполняя своих функций. Ликвидация большинства из них хуже уже не сделает.

7) Стабилизировать обменный курс и снизить учетную ставку. Это даст бизнесу средства для развития.

8) Наличие крепкого экономического базиса позволит реформировать и усилить армию до достаточного уровня, чтобы заморозить конфликт на выгодных для Украины условиях или разрешить его по хорватско-сербскому сценарию. В свою очередь, это будет очередным стимулом для дальнейшего экономического развития.

Если действующая власть заинтересована в экономическом и политическом развитии Украины, альтернативы реформам нет. И чем раньше власть перейдет от декларирования намерений к реальным системным реформам, тем выше вероятность для Украины избежать пока что неизбежных экономических проблем.

Просмотров: 851